Слушать через Spotify Слушать через YouTube
Перейти на видео YouTube

Загрузка проигрывателя...

Скробблишь из Spotify?

Подключи свой аккаунт Spotify к аккаунту Last.fm и регистрируй все, что ты слушаешь в приложениях Spotify на всех устройствах и платформах.

Подключиться к Spotify

Отклонить

Надоела реклама? Стань подписчиком

С точки на петлю

Stereolab - "Dots and Loops" (1997)
http://i30.fastpic.ru/big/2011/1205/df/aac8eb49b4f88785baa74de80dc211df.png

Список композиций:

01 - Brakhage
02 - Miss Modular
03 - The Flower Called Nowhere
04 - Diagonals
05 - Prisoner of Mars
06 - Rainbo Conversation
07 - Refractions in the Plastic Pulse
08 - Parsec
09 - Ticker-Tape of the Unconscious
10 - Contronatura

Практически десять лет спустя после выхода "Dots and Loops" ("Точки и петли", 1997 год) репутация Stereolab кажется непоколебимой, во многом потому что муз-критики любят группы, которые переосмысливают жанры и отдают дань своим музыкальным предкам (от Neu! до Франсуазы Харди), и все это есть в истории Стереолаборатории. И все же альбом, который покорил меня, занимает довольно любопытное положение среди фанатов группы. После своего выхода в свет "Dots and Loops" был встречен довольно тепло (это закончилось попаданием на 28-ую позицию в опросе Pazz and Jop), хотя хвалили его не столь же яро, как его предшественника "Emperor Tomato Ketchup", который теперь, кажется, для многих является канонической работой Stereolab.

Но среди поклонников так же есть и те, которые считают "Dots and Loops" началом конца. Ведь это первый альбом, на котором полностью исчез фирменный Stereolab'овский моторик-бит в связке с гудящими гитарами и синтезаторами, бывшими отличительными элементами саунда группы в начале их деятельности. Впрочем, "Emperor Tomato Ketchup" уже показал отход от построения стен звука: на нем проводились эксперименты с фанк-ритмом, например, в таких вещах как "Percolator", при этом заглавный трек имел сходство с теми, что были на предыдущих альбомах. На "Dots and Loops" преобладает сочная ретро-футуристическая поп-музыка с прохладно звучащими струнными и духовыми плюс мягкий свинг-ритм, а так же довольно навороченные композиционные структуры в некоторых песнях, что конечно не слишком похоже на прямолинейный перегруженный гитарный хруст из трека "Crest" (второй альбом), и это очевидная причина недовольства для некоторых фанов.

Однако, в девяти из десяти случаев винят за эти изменения Джона МакИнтайра (John McEntire) - барабанщика чикагской пост-рок группы Tortoise, который работал над семью из десяти песнями альбома, и которому, должно быть, адресованы все эти претензии, как будто слышимые в каждом фоновом вздохе Мэри Хансен. Если на минуту забыть, что МакИнтайр так же принимал участие в работе над половиной LP "Emperor Tomato Ketchup", то тогда можно предположить, что вцелом на формирование саунда группы было оказано довольно много продюсерского влияния. Аналогично этому я могу представить, как усталый Джим О'Рурк (Jim O’Rourke) пытался объяснить журналистам, что большая часть шагов по направлению к авант-гарду на Yankee Hotel Foxtrot была идеей Джефа Твиди (Jeff Tweedy). И когда некоторые критики жалуются на роль МакИнтайра на записях Stereolab, то выражают это так, как будто он обманом или принуждением заставил группу перейти к более сдержанному стилю, вместо того чтобы предположить, что Stereolab специально скооперировались с ним, потому как хотели двинуться именно в этом направлении. Я с готовностью признаю, что суетливое продюсирование МакИнтайра может привести к анемичности: для примера послушайте последние альбомы Tortoise. При этом я убежден, что Stereolab никогда не сдавали своих позиций до выхода в 2001 году альбома "Sound-Dust", после которого возникло ощущение, что группа как-будто работает на авто-пилоте, и хотя МакИнтайр еще был в то время на палубе, я уверен, что он не единственный в ответе за то, что лодка дала крен.

И в то же время отрицательная реакция на "Dots and Loops" заставляла меня заново анализировать альбом, который когда-то был для меня вершиной современной музыки. В конце-концов, мне было 18 лет, а суждения в этом возрасте часто оказываются пленниками впечатлений юности и далеки от более зрелой оценки. Но я все еще слушаю "Dots and Loops", и это все еще интересно и полезно.
Фактически, другая возможная причина появления мнений о "начале конца" и прочих аналогичных реакций состоит в том, что "Dots and Loops" очень отличается даже от тех альбомов, которые были после него. Блоггер Джош Кортбеин - единственный человек кроме меня, который так же высоко оценивает "Dots and Loops", говорил, что любит его за то, что это "единственный альбом Stereolab, у которого есть ритм. Ритм в понимании, ощущении, значении, направлении хип-хопа, или танцевальной музыки, или электроники. И это связано в первую очередь не с электронной перкуссией, драм-машинами и прочими ударными. Это больше связано с самой природой ритмов, и даже не смотря на доминирующую роль мелодических и гармонических инструментов возникает ощущение, что все они существуют только для поддержания главенствующего положения ритма."

Кортбеин фокусирует свое внимание (что по-моему верно) на ритме как на компоненте, который делает "Dots and Loops" выделяющимся, но он не развивает эту идею до конца. Не думаю, что он считает, будто ритмы на других альбомах Stereolab менее заметны; насколько я вижу, различие в том, что в таких композициях, как "Jenny Ondioline" и "Metronomic Underground" ритм используется линейным образом, в то время как на "Dots and Loops" он цикличен. Большая часть работ группы, и особенно ранние релизы, посвящены ритм-груву, но это прямой, непосредственный, почти механический бит 4/4, неумолимо движущийся вперед, как поезд, который быстро переходит с рельса на рельс. На "Dots and Loops" большинство песен сделаны с разным музыкальным размером (на 5/4 даже чаще чем на 3/4), а другие - которые не так ритмически выделяются - звучат не менее эксцентрично. Ритм крайне цикличен, но не всегда можно заметить, где цикл начинается и где заканчивается, и вы ощущаете себя так, как будто просто плывете в водовороте.

Слушая "Dots and Loops" часто испытываешь желание погрузиться в темные океанские воды: глубокий перекатывающийся бас, булькающие синтезаторы и органы, струнные, мерцающие откуда-то сверху… Я всегда ценил это "подводное ощущение" в музыке. Поскольку "Dots and Loops" - явная аномалия в дискографии Stereolab, то здесь нельзя не отметить со-продюсера альбома и лидера германского электронного проекта Mouse on Mars Энди Тома (Andi Toma) и его работу над звуком, потому как это единственный альбом лаборантов, к созданию которого он приложил руку. Но факт того, что он принимал участие в разработке только трех треков, и даже не тех, какие можно было предположить, (после флирта с drum‘n’bass на альбоме Mouse on Mars "Autoditacker" я был уверен, что "Parsec" один из таких треков) только укрепляет мои сомнения по поводу роли продюсеров как главных руководителей всем процессом создания этого альбома.

И тем не менее, без всех этих коллабораций "Dots and Loops" был бы совсем другим. Должно быть, я говорю так частично из сентиментальности, и я знаю, что когда становишься старше, то по-настоящему сильные и глубокие музыкальные потрясения и впечатления случаются все реже и реже. Но в связи с тем, что делают Stereolab, я бы хотел, чтобы для меня это всегда оставалось исключением.

Автор рецензии: John M. Cunningham (2006.07.25)

Перевод: HighWay17 (2011.06.12)

http://i30.fastpic.ru/big/2011/1205/37/50ded95db744d11268f21243e2aafa37.png

И еще несколько мнений:

01.

"Dots and Loops" стал третьим (четвертым, если считать компиляцию "Switched On Vol 2") релизом Stereolab, попавшим в британский чарт Top-30. И все же нельзя сказать, что группа следует каким-то легким маршрутом. После успешных синглов с пластинки "Mars Audiac Quintet" (1994) и тепло встреченного предыдущего LP "Emperor Tomato Ketchup" (1996) Stereolab создали альбом, оказавшийся чем-то довольно не простым для первоначального восприятия - "Dots and Loops" содержит несколько песен, зачастую состоящих из различных частей. Поначалу кажется, что некоторые композиции были специально созданы как будто для поклонников "French Disko" и "Wow And Flutter" (синглы с предыдущих альбомов Stereolab). Например, открывающая "Brakhage" не сразу покажется непохожей на прежние песни Stereolab, но вместе с тем не имеет какого-то очевидного цепляющего элемента и больше полагается на мелодические смещения, перкуссионную насыщенность и вокальную минималистичность. Это та песня, которую необходимо прослушать несколько раз подряд, и тогда приятное головокружение вам обеспечено.

"Miss Modular" была главным синглом, предварявшим выход альбома. Хотя и чувствуется, что ей недостает той же легкости, что есть у "Wow And Flutter", трек все-равно весьма приятен и создает ощущение чего-то абсолютно уникального. Нельзя уверенно ткнуть пальцем, сказав: "вот здесь слышно влияние Velvet Underground, а вот тут дух краутрока или джаза с самбой", хотя все эти элементы и веяния формируют общее звучание. Звучание, которое следует дальше и приводит к "The Flower Called Nowhere" - воздушной, летящей и мечтательной, удивительной вещи. Здесь нет очевидно цепких мелодий, ничего такого, за что можно было бы легко ухватиться. Зато есть множество великолепных мелодических и вокальных сочетаний - красивые и интересные партии и гармонии клавишных, мягкие, прозрачные гитары, разнообразные электронные ударные, вокруг которых струятся голоса Летисии Садье (вокал, клавишные, тромбон) и Мэри Хансен (бек-вокал, клавишные, гитара). При этом сложно разобрать, о чем они поют. Лирика может быть как на французском, так и на английском языке, причем одновременно. Но судя по названию песен, основная часть текстов все-таки англоязычная.

"Dots and Loops" содержит действительно впечатляющие вокальные партии, но если вообще не вдаваться в значение текстов песен, то этот альбом производит впечатление некой странной космической одиссеи, местами проваливающейся куда-то в зияющую тишину черной дыры. Звукам здесь отведена главная роль. Порою трудно понять, как такая музыка могла быть создана на этой планете, и это здорово. - adriandenning.co.uk

02.

"Dots and Loops" - пятый номерной альбом Stereolab (не считая различные EP, синглы и компиляции), и он является следующим шагом в развитии группы, которая все дальше уходит от дроун-рока а-ля Velvet Underground/My Bloody Valentine.

Это не гитарный альбом. Это не альбом с песнями "куплет-припев-куплет". Это… хм, альбом-лабиринт. Он не взрывается, как искусственный цветок из рекламы Volkswagen (в которой по какому-то недоразумению звучал "Parsec" - одна из песен альбома), он раскрывается, как настоящий цветок.

Состоящая из четырех частей "Refractions in the Plastic Pulse" начинается как дальний родственник "Let's Go Away for Awhile" Beach Boys (из альбома "Pet Sounds"), а в начале своей третьей части становится похожей на что-то из "Book of Dreams" группы Стива Миллера. Эта камерная поп-музыка обрывается жутковатым свистящим битом, прежде чем вы успеете поймать прозрачную мелодию.

Темы текстов все же знакомы. "Нам, черт побери, нужно столько всего, чтобы поддерживать наши хрупкие жизни в движении" - с этих слов, пробуждающих не самые приятные мысли (что было свойственно и некоторым песням с предыдущих альбомов), начинается первый трек "Brakhage". Но это сопровождается такой очаровательной партией клавишных и линией баса, что начинает казаться, что такие умозаключения еще никогда не звучали столь красиво.

"Miss Modular" - пригодный к эксплуатации сингл, франкоязычный и с акцентом на фирменном стереолабовском "ба-да-ба" бэк-вокале. На "The Flower Called Nowhere" альбом начинает оживать и раскрываться не только с помощью разума, но и с помощью сердца. Текст - не надуманное, а осознанное сожаление о том, что "Все лодочки следуют в никуда". При этом песня звучит не удручающе, а лирично и элегантно, с соответствующим изящным вокалом. И я не думаю, что это похоже на тот "цветок" из рекламы Volkswagen, скорее на что-то плавное и текучее. Отличная песня.

"Я тоскую по романтической страсти" ("Rainbo Conversation") - иное подтверждение тому, что здесь Stereolab смело двинулись в более чувственную область - ничто не является более политическим, чем личное, и это чертовски верно, что революция начинается в спальне.

Название закрывающей альбом "Contronatura" навскидку хочется расшифровать как "Против природы". Похоже на то, потому как песня призывает к тихому восстанию против темной стороны природы ("Ты сможешь почувствовать себя лучше, ты сможешь излечиться") и наших низменных инстинктов ("Не ходи на войну, не выбирай этот путь"). Ближе к финалу из двухминутной интерлюдии, как будто состоящей из чего-то органического, постепенно на поверхность проступает динамичная инструменталка, ведомая покачивающимся ритмом, и начинаешь понимать, что то, что вначале было похоже на точку, на самом деле оказалось новой петлей… - Doug Parker, bluecricket.com (9.27.98)

03.

На своем предыдущем альбоме "Emperor Tomato Ketchup" Stereolab двигались в двух направлениях одновременно - исследовали фанковые танцевальные ритмы с попутным усложнением аранжировок и композиционных структур. На последовавшем LP "Dots and Loops" группа продолжила свои ритмические эксперименты и сконцентрировалась на создании многоуровневых композиций. Находящийся в большей степени под влиянием босса-новы и свингующей шестидесятнической поп-музыки, "Dots and Loops" - обманчиво легкий, свежий, плавно и изящно раскрывающийся альбом. Даже у сегментированой, 17-тиминутной "Refractions in the Plastic Pulse" есть привлекательная солнечная поверхность, это только позже становится ясно, что взаимосвязанные мелодии и ритмы находятся в довольно запутанном взаимодействии. Во многом этот альбом - на данный момент самая сильная работа Stereolab, демонстрирующая их потрясающее умение совмещать различные стили (теперь ближе к джазу, чем к року) и исследование всех возможностей любой мелодической фазы. Их привязанность к поп-музыке 60-ых сохраняет доступность и легкость "Dots and Loops", при том что это происходит не так же быстро, как с "Emperor Tomato Ketchup". Фактически, непринужденно-запутанное настроение "Dots and Loops" делает его немного трудным для полного восприятия с первого раза, но после нескольких повторных прослушиваний очарование этого альбома разворачивается так же изящно, как и любого другого в дискографии Stereolab. - Allmusic

Переводы обзоров: HighWay17

PS: "Dots and Loops" - моя любимая планета в системе Stereolab :) Чем больше исследую ее, тем все интереснее.

Dots and Loops

Надоела реклама? Стань подписчиком

API Calls