Слушать через Spotify Слушать через YouTube
Перейти на видео YouTube

Загрузка проигрывателя...

Скробблишь из Spotify?

Подключи свой аккаунт Spotify к аккаунту Last.fm и регистрируй все, что ты слушаешь в приложениях Spotify на всех устройствах и платформах.

Подключиться к Spotify

Отклонить

Надоела реклама? Стань подписчиком

Bill Laswell - музыкант-экспериментатор

http://userserve-ak.last.fm/serve/500/24292751/Bill+Laswell+Laswell_1.jpg

Мир перегружен стандартной однообразной музыкой. Шоу-бизнес привел творчество к непрерывному потоку однотонной продукции. Индивидуальность уступает место массовой культуре. И все же появляются новые музыканты, разрушающие понятия «формат» и «неформат», создающие загадочные музыкальные архитектуры, комбинируя казалось бы несовместимые стили, производя реконструкции по своему желанию. Одним из таких реконструкторов и является музыкант-экспериментатор Билл Ласвелл (Bill Laswell).

Bill Laswell родился 14 февраля 1950 года. Путь в мир музыки начинался довольно просто: молодой бас-гитарист сначала играет в школьных ансамблях и 'овых группах. Постепенно он вырабатывает стиль и манеру своей игры, в первую очередь основанную на плотности, компрессии и ритме инструмента. Многочисленные выступления с , , -музыкантами в самых различных контекстах, безудержный интерес к творчеству таких революционеров, как Ornette Coleman, John Coltrane, Albert Ayler, Cecil Taylor, Rharaoh Sanders сформировали его понимание музыки и художественной экспрессии.

Переехав в Нью-Йорк в конце семидесятых, он с головой окунается в импровизационные, авангардные и прогрессивные формы рока и джаза. Контактируя с огромным количеством музыкантов, Bill Laswell принимает участие в самых неожиданных и провокационных проектах с тем, чтобы реализовать массу новых идей, набраться опыта и, заодно, заработать на жизнь.

Поначалу работая с Дэвидом Элленом (David Allen) и авангардной группой «Gong», Bill Laswell потихоньку входит в круг самого высокого уровня: Fred Frith, Henry Threadhill, Philip Wilson, John Zorn, Billy Bang, Olu Dara и другие. Результатом явилось великое множество работ такого высокого уровня, который до сих пор пытаются достичь.

Впечатляет широта и разнообразие интересов Bill Laswell. Занимаясь комбинированием и в начале восьмидесятых, он разрабатывает несколько техник (например, использование случайностей, как созидательного инструмента, что во многом перекликается с идеей генерированной музыки Брайана Ино), проявляет значительный интерес к идее «третьего разума», силы, возникающей при взаимодействии двух созидательных существ, где творческая энергия двоих значительно превышает сумму составляющих.

Кульминацией экспериментов становится вышедший в 1983 году проект Herbie Hancock с показательным названием «Future Shock». Сочетание -битов и вспышек синтезаторов, пластинок, фантастической игры на кларнете Hancock и бас-гитары Bill Laswell'а впервые продемонстрировали возможности сочетания , с -саундом, оживив мертвые сэмплы и синтезированные элементы. Bill Laswell продолжает усиленно экспериментировать и выпускать свои новые релизы.

В 1994 году появляется новый результат интеграции 'ного (обтекающего) понятия пространства, традиционной музыки, сложных гармонических элементов и технологических достижений столетия Axiom Ambient - Lost In The Translation, одна из лучших существующих на сегодняшний день компиляций по музыке.

Подобный успех возвел Bill Laswell'а в ранг «продюсера нарасхват», что вылилось в громадное количество предложений от -звезд. Он спродюсировал альбомы Mick Jagger'а, Laurie Anderson, Yoko Ono, Iggy Pop'а, Motorhead, Swans, White Zombie, Ramones. Он также ремикшировал композицию «In Your Eyes» Peter Gabriel'а. Но самая значительная его работа со звездами - это Public Image Limited - Album, для которого он собрал звездный суперсостав: Tony Williams и Ginger Baker за ударными, Steve Vai и Nicky Skopelitis - гитары, Malachi Favors, Jonas Hellborg и сам Bill Laswell - бас, Ryuichi Sakamoto и Bernie Worrell - клавишные, L. Shankar - электроскрипка, Ayib Dieng - перкуссия и Bernard Fowler - бэк вокал.

Но неугомонный Bill Laswell на этом не успокоился и не стал отдыхать на лаврах успеха в mainstream: очень скоро появляется «Last Exit», 'овый проект в который, кроме Bill Laswell'а, вошли Sonny Sharock, Peter Brotzmann и Ronald Shanon Jackson. Результатом стал сумасшедший вызов и аудитории, завершившийся «Iron Path» на Nation Records - перенесение стопроцентной живой импровизации в студийные условия. Но этим их сотрудничество не ограничилось - Bill Laswell записал серию проектов с каждым из музыкантов, что непосредственным образом сказалось на их дальнейшей карьере.

Он успевает поработать и с самым радикально мыслящим музыкантом John Zorn'ом (уже в который раз) и Mike Harris'ом (Napalm Death и Scorn) - «Painkiller» становится известен даже самому ограниченному 'исту.

Другим экстремальным выражением вкусов и тенденций в 'овой манере стал Praxis с безумным альбомом «Transmutation», вышедшим на собственном Bill Laswell'а лейбле Axiom records в 1992 году - выражение творческих исследований William Bootsy Collins, Bernie Worrel, Africa Baby Bam из Jungle Brothers.

Особый интерес всегда уделялся музыке, и можно отметить такую работу, как «The End Of Words», включенную в сборник «A Brief History Of Ambient» вместе с работами Brian Eno, Gong, William Orbit и другими.

Также американский шаман создает культовые проекты, такие как Hashisheen - The End Of Law, альбом City Of Light, Dub Meltdown, серия Oscillations, футуристический Tabla Beat Science и инфернальный Material. Во всех проектах вместе с Bill Laswell'ом принимают участие огромное количество легендарных музыкантов писателей, таких как Hakim Bey, William Burroughs, Coil, Atom Heart, Toshinori Kondo и многие другие уже легендарные личности.

Мастерство ремиксаделики в полной мере проявилось в самой значительной работе мастера «Dreams Of Freedom - Ambient Translations Of Bob Marley In Dub». В результате все без исключения треки звучат как небольшие гимны, где неповторимое очарование ямайской мелодики приобрело компрессию и плотность басовых линий, нырнуло в растворяющую 'ную среду, обретая сказочность звучания и мягкость.

=================================
http://userserve-ak.last.fm/serve/_/257149/Bill+Laswell.jpg

Как и всех радикальных новаторов, Bill Laswell'а не раз называли богохульником и обладателем извращённого вкуса.

Его целенаправленное разрушение во многом и для многих удобных демаркационных линий, разделяющих жанры, технологии и культуры (к примеру, использование синтезаторов и драм–машин в и африканской музыке), не раз выливалось в противостояние с прессой. Вот только некоторые из многочисленных ''преступлений'' неутомимого продюсера и музыканта: кажущееся ныне привычным использование небольших оркестровых ансамблей в сочетании с 'выми и –грувами (впервые в ''Rhythm Killers'', Sly & Robbie’s 1987 release) стало позднее фирменным знаком, ну, к примеру, Soul 2 Soul. В 1983 году последствием другого его эксперимента, а именно внедрения синтетического звука драм–машины в музыку известного ямайского исполнителя Yellowman, стало фактическое отмирание ''живых'' барабанов в нынешней ямайской музыке. В ''World Destruction'' объединение Johnny Lydon (ex–Sex Pistols) с ранним и предводителем зулусов Africa Bombataa стало прародителем сочетания и , сейчас являющимся почти клише.

Бесконечные звуковые исследования Bill Laswell'а в начале восьмидесятых, такие, как соединение ди–джейского 'а с 'ом в Herbie Hancock’s - Future Shock и битов с афро–кубинской музыкой Aiyb Dieng, Foday Musa Suso, Daniel Ponce в программе ''Sound-System'' во многом стали основой для клонирования в сферах , , , и других жанровых ярлыках.

В противоположность редуктивистскому мышлению, разделяющему музыку на дискретные категории посредством гнезд на полках музыкальных магазинов, Bill Laswell слышит музыку как единое целое, как сложную динамическую систему с раздельными, но тесно связанными компонентами. Пользуясь терминологией последнего изобретения теоретической психологии — ''теории '', скачущие отражения музыки в каньонах Манхеттена и есть хаотическая система, — Bill Laswell действует как притягивающий элемент, определяя единство системы тем, что содержит ее в своем сознании как целое. Интересно понимание Bill Laswell'ом магии как метода контроля над материей и познания космоса. Магия не является ни черной, ни белой, ни доброй, ни злой. Она просто является тем, что она есть — реальной вещью. Тем, что люди чувствуют, хотят и чем они являются. Человек ''западного типа'' застрял в своей уверенности в том, что мир, в котором он живет, — это не мир магии. В этом мире музыкант не знает своих корней, не помнит о своем предназначении, он — машина, заполняющая чарты и полки музыкальных магазинов. По–прежнему рудименты колониальной ментальности заставляют нас рассматривать иные культуры как строительный материал для нашего эклектического постмодернистского ''микса''. Мультикультурализм понимается, как ''немного национального искусства в моей гостиной будет выглядеть совсем неплохо ''. Межкультурная синергия совсем не подразумевает пирамиды с европейцами на вершинах: сотрудничество, а не перенимание, перевод, а не интерпретация, жизнь, но не ''стиль жизни''. Мир культуры — это либо совместное творчество, либо ничто. И это далеко не просто пафосные лозунги, это реальная сфера деятельности, систематичный подход Axiom Records к музыке.

И здесь произошёл своеобразный переворот в отношении к этнической музыке. Принципиально то, что выступления ''живых'' музыкантов записывались не на полупрофессиональные носители с целью последующего сэмплинга. Они ничем не уступали записывающей сессии симфонического оркестра, с той разницей, что музыканты находились в ''естественной среде обитания'', играя так, как они это делали на протяжении веков. Каждому инструменту уделялся отдельный микрофон и место в мультитрековой цифровой палитре, и уже в студии посредством дополнительной цифровой обработки и микширования все это превращалось в альбом высочайшего качества (например, ''Apocalypse Across The Sky'' с Master Musicians Of Jajouka, или ''Night Spirit Masters'' с Gnawa Music Of Marrakesh (aka Gnawa)).

Все начиналось внешне достаточно тривиально: молодой бас–гитарист сначала играет в школьных ансамблях и 'овых группах. Постепенно он вырабатывает свой собственный стиль и манеру, в первую очередь основывающуюся на плотности, компрессированности и ''грувовости'' звука инструмента. Многочисленные выступления с –, – и –музыкантами в самых различных контекстах, безудержный интерес к творчеству таких революционеров, как Ornette Coleman, John Coltrane, Albert Ayler, Cecil Taylor и Pharaoh Sanders, формировали его понимание значения музыки и художественной экспрессии. , его импровизационные и структурные идеи стали дверью, ведущей к собственному композиционному мышлению. Сказалось и влияние формировавшейся детройтской школы , и .

Переехав в Нью–Йорк в конце семидесятых, Bill Laswell с головой окунается в импровизационные, и . Контактируя с огромным числом музыкантов, принимает участие в самых провокационных и неожиданных проектах с тем, чтобы апробировать максимум новых идей, набраться опыта и заодно заработать на собственное существование. Поначалу работая с David Allen и –группой GONG, Bill Laswell постепенно входит в круг ''вольнодумцев'' самого высокого уровня: Fred Frith, Henry Threadgill, Philip Wilson, John Zorn, Billy Bang, Olu Dara и др. Результатом явилось множество работ, чьего уровня до сих пор пытаются достигать.

Впечатляет широта и разнообразие интересов Bill Laswell'а. Занимаясь скрещиванием и в начале восьмидесятых, он разрабатывает несколько техник (например, использование случайностей как созидательного инструмента, что во многом перекликается с идеей генеративной музыки Brian Eno), проявляет значительный интерес к идее ''третьего разума'' (силы, возникающей при взаимодействии двух созидательных существ, где творческая энергия двоих значительно превышает простую сумму составляющих) — по одноименной книге Burroughs и Gysin. Показательной и интригующей была работа и таких подвижников , , , , , , как Karlheinz Stockhausen, Iannis Xenakis, Luciano Berio, германских Free Music Production (FMP), Derek Bailey’s Company в Соединенном Королевстве и John Zorn’s Gamepieces, формировавшиеся в конце семидесятых в Нью–Йорке. Новаторы в Европе (Magma, Can, Neu, King Crimson, Soft Machine и т.д.), а также представители американского радикального –движения Tony Williams (aka The Tony Williams Lifetime), John McLaughlin (aka The Mahavishnu Orchestra), Weather Report, Miles Davis, Ornette Coleman — все впитывалось и осмысливалось с тем, чтобы впоследствии вылиться в новые идеи и проекты.

Кульминацией становится вышедший в 1983 году проект с показательным названием ''Future Shock album by Herbie Hancock''. Сочетание –битов и синтезаторных вспышек, ди–джейских и фантастической игры на кларнете Herbie Hancock и, конечно же, бас Bill Laswell'а впервые продемонстрировали возможности сочетания и с high–tech–звуком, заставив 'овать стерильные сэмплы и синтезированные элементы. Следом за Herbie Hancock’s Future Shock в 1984 году появляется новый результат интеграции 'ного понятия пространства, музыки, сложных гармонических элементов постбопа и 'логических достижений начала предпоследней декады столетия — Herbie Hancock - ''Sound System''. Альбом получил ''Grammy'' и как бы переопределил параметры органического смешения стилей: Bill Laswell свел воедино чистый звук сенегальской перкуссии (Aiyb Dieng), конга и бата (Daniel Ponce, Foday Musa Suso) и непременный элемент импровизации, мелодики и лирики в лице мастера игры на саксофоне Wayne Shorter (Weather Report).

Подобный успех возвёл Bill Laswell'а в ранг ''продюсера нарасхват'', что вылилось в громадное количество предложений от –звезд. Он продюсировал первый и самый успешный сольный альбом Мика Джаггера (Mick Jagger), не забыв подключить Herbie Hancock, Sly&Robie, Jeff Beck. Bill Laswell ремикшировал ''In Your Eyes'' Peter Gabriel'а, продюсировал проект Laurie Anderson и Yoko Yono, ключевые альбомы Iggy Pop, Motorhead, The Swans, White Zombie, Blind Idiot God, Ramones и т.д.

Но самым значительным из его работ со звездами стоит считать ''Album'' Public Image Ltd. (Public Image Limited), для которого он собрал просто суперсостав: Tony Williams и Ginger Baker за ударными (Bill Laswell'у пришлось лично проехаться в Италию, чтобы привезти в Нью–Йорк предпочитающего уединение и медитацию Ginger Baker'а), Steve Vai и Nicky Scopelitis — гитары, Malachai Favors (Art Ensemble of Chicago), Jonas Helsborg и сам Bill Laswell — бас, Ryuichi Sakamoto и Bernie Worrel — клавишные, L. Shankar — электроскрипка, Ayib Dieng за перкуссией и Bernard Fowler — бэк–вокал.

Но глупо было бы полагать, что Bill Laswell успокоится и будет почивать на лаврах успеха в : очень скоро появляется Last Exit, 'овый проект, куда, кроме Bill Laswell'а, вошли Sonny Sharock, Peter Brotzmann и Ronald Shannon Jackson. Результатом стала серия крайне противоречивых туров, в которых чистая музыкальная энергия четверки ''продвинутых'' сочеталась с апокалиптическими шумами — сумасшедший вызов 'овой и 'овой аудитории, завершившийся Last Exit - ''Iron Path'' на Nation Records — перенесение стопроцентно живой импровизации в студийные условия. Но и этим их сотрудничество не ограничилось — Bill Laswell записал серию проектов с каждым из музыкантов, что непосредственным образом сказалось на их последующей карьере.

Успевает он поработать и с самыми радикально мыслящими музыкантами John Zorn (уже в который раз) и Mick Harris (Napalm Death и Scorn) — ''Painkiller'' становится известен даже самому ограниченному металлисту. Другим экстремальным выражением вкусов и тенденций в 'овой манере стал Praxis с сумасшедшим альбомом ''Transmutation'', вышедшим на Axiom в1992 году, — выражение потенций Bootsy Collins, Bernie Worrel, Africa Baby Bam из Jungle Brothers. Это основанная на технике cut–up смесь , , , , в значительной степени повлиявшая на последующую музыкальную политику Axiom Records.

Вновь возвращаясь назад, нельзя не упомянуть и контакты Bill Laswell'а с легендарными ''Last Poets'', группой чернокожих поэтов–националистов, существовавшей в Гарлеме в шестидесятых. Поначалу, работая с Jalal Nuriddin (aka Jalaludin M. Nuriddin) и D.ST. (aka Grandmixer D.ST) над ''Mean Machine'', он продюсирует альбом The Last Poets - ''Oh My People'' (''Oh, My People'') с Jalal и Suliaman El-Hadi (середина восьмидесятых). Но сотрудничество с поэтами Гарлема — дело не из простых, и вкоре он был вынужден его прервать, хотя впоследствии некоторые из них принимали участие в проектах Bill Laswell'а.

Результатом одного из экспериментов в студии Джорджио Гомельски (Giorgio Gomelsky) явилось создание проекта под названием Material, за неброским названием которого вот уже почти 20 лет скрываются самые интересные ''активисты'' Axiom Records: Fred Maher, Michael Beinhorn, Sonny Sharrock, Nicky Skopelitis, Henry Kaiser, Fred Frith, Olu Dara, Billy Bang, Byard Lancasterr, J.T. Lewis, George Cartwright, а также неимоверное количество мастеров народных инструментов, сессионных музыкантов, не говоря о самом идейном вдохновителе. Представляется бессмысленным и невозможным к полному описанию все количество ''материала'', сыгранного и записанного. Главный фактор — это неизменный прогресс, открытие новых областей в музыке, вовлечение все новых элементов и ходов, вовлечение новых творцов.

Для записи Material - ''Seven Souls'' Bill Laswell привлёк глубоко им уважаемого William S. Burroughs'а (William Burroughs), писателя и мыслителя, главной целью которого всегда являлась полная свобода от американского образа жизни, навязываемых традиционных семейных, религиозных и сексуальных ценностей. В его работах всегда доминировали идентификация контролирующих систем и способов их уничтожения, реальной уродливости американского духа, жадности и коррупции, эгоизма и тупости. Голос этого человека, проникновенный и уверенный, прозвучал на фоне органично сочетающихся синтезаторов Джеффа Бовы (Jeff Bova) и всевозможных этнических струнных в исполнении Nicky Skopelitis. Текст ''The Western Lands'', предлагающий своеобразную концептуальную карту духовного путешествия, поддержан арабскими, западноафриканскими и нью–йоркскими 'овыми () бэк–вокалистами, барабанами Sly Dunbar, скрипичной линией Shanfar и Simon Shaheen и неизменной линией Bill Laswell'овской бас–гитары.

Особый интерес всегда уделялся 'ной музыке и интересно отметить такую его работу, как ''The End Of Words (Material / The End Of Words)'' из альбома ''Seven Souls'' - Material'ов, также включённую в сборник ''A Brief History of Ambient, Vol.1'' вместе с работами Roger Eno, Gong, William Orbit и др. В новой компиляции Astralwerks под названием ''Excursions in Ambience: The Second Orbit'' есть еще один трек, на этот раз плод сотрудничества с The Orb — ''Mantra'' (''Mantra (Praying Mantra Mix Edit)''), исходный вариант которого был записан в Мадрасе, Индия, и представлен в ''Material'овском'' альбоме ''Hallucination Engine'' выпущеном на Axiom в 1994 году. Под именем ''Praying Mantras (Material - Praying Mantra (Orb remix))'' этот 17–минутный ремикс можно найти на Trance Europe Express (Trance Europe Express (disc 1)) вместе с работами Aphex Twin, Orbital и др. Есть и еще один релиз этой темы, на этот раз вместе с 'овыми миксами самого Bill Laswell'а, Material - Mantra - Remixes выпущенный на CD–сингле и виниле Axiom/Island Records в 1993 году.

Высочайшее мастерство ремикса в полной мере проявилось в самой значительной за последнее время работе мастера — Bill Laswell & Bob Marley - ''Dreams of Freedom: Ambient Translations of Bob Marley in Dub'' (Dreams of Freedom: Ambient Translations of Bob Marley in Dub). Интересна и ''Panthalassa: The Remixes'' — ремикшированная версия работ Miles Davis.

В одном из своих интервью Bill Laswell говорит о том, что эти миксы не были для него простым студийным экспериментом с подручным материалом. Главная особенность состоит в том, что существует огромное число людей, для которых музыка Bob Marley является жизненной основой, источником добра и отличного настроения. Невообразимое количество людей (и далеко не только в африканских странах) не представляют своей жизни без его идей свободы, его голоса, улыбки. Нельзя было просто натыкать электроники, фишек и фенек, смазать все неудачные места эффектами и сэмплами — слишком много ревнивых слушателей будут подмечать эти тонкости. Поэтому Bill Laswell потратил значительно больше времени на осмысление и обсуждение различных аспектов, чем на сам процесс записи. Проблемой был и сам выбор композиций из громадного наследия Bob Marley. Bill Laswell пошёл в двух направлениях, одновременно прослушивая весь материал и много читая о жизни Bob Marley на Ямайке, его эволюции как музыканта, личности, а позднее и как идола, что было более похоже на создание фильма или написание своеобразной биографии. В результате все без исключения треки звучат как небольшие гимны (что, впрочем, как раз и входило в намерения автора), где неповторимое очарование и магия ямайской мелодики приобрели компрессию и плотность басовых линий и нырнули в 'ную среду, обретая сказочность звучания, настоящую душевность, мягкость, именно мягкость. При том, что голос самого Bob Marley практически отсутствует, то есть, по сути, и нет самого главного, но программа более чем в его духе, и почти наверняка, если бы Bob Marley мог выразить свое отношение или впечатление, он был бы доволен такой интерпретацией собственного наследия. Пожалуй, главное, что сумел сохранить и приумножить Bill Laswell, — это ритмическая секция, расположенная в углубленном центре звуковой картины с применением излюбленных и непременных задержек, мощной реверберации,– одним словом, всего того, что делает 'ом () и отличает его от остальной музыки.

Если продолжить тему ритмической секции, то множество мыслящих музыкантов сходятся во мнении, что именно за сочетанием басовой и барабанной линий и есть будущее современной музыки. Безусловно, гармонические изыски будут всегда актуальны, и чисто ритмическая музыка не способна полностью передать всю широту души человеческой, всю изысканность человеческой импровизации. Но ограниченного разделения музыки на танцевальную и музыку классического типа можно избежать простым и одновременно непреодолимо трудным для многих способом: переступив через квадратуру музыкального мышления, позволить этим, по сути, двум сторонам одной ментальной способности взаимодействовать в интуитивном порядке. Примерами такого взаимодействия могут послужить те комбинации музыкальных инструментов (читай: музыкантов), в которых нет разделения на солирующие и вспомогательные, где именно за счёт их чередования и максимальной интеграции ритмической и гармонической функции образовывается единое творческое целое. Парадоксально, но европейская цивилизация, достигшая такой многоуровневости, интеграции и сложности отношений, в качестве доминирующей имеет музыку фронтальную и прямолинейную, в то время как в восточной, африканской и т.д. музыке царит импровизация и свободное мастерство. Именно эту разницу и подчёркивает своим творчеством, демократичным и пространственным, минималистичным и импровизационным, спонтанным и основанным на глубоком осмыслении, аксиома само-исследования по имени Bill Laswell.

http://imagehost.spark-media.ru/i2/1ED1E8BF-CDBE-5162-5134-FEAEA1DAFB19.jpg

http://www.peoples.ru/art/music/raggy/bill_laswell/
22.02.2007

Надоела реклама? Стань подписчиком

API Calls